Новости

22 августа 2017

Пилот с 40-летним стажем в авиации: «За штурвалом должен быть человек собранный и с хорошей памятью!» Александр Акимушкин – о себе, экспедиции в Антарктиду и о том, как избежать авиационных происшествий.


                                                                                 Акимушкин.jpg


Только представьте, сколько всего интересного может поведать обычный пилот о своей работе, а теперь подумайте, что может рассказать человек с 40-летним стажем в авиации… Вот и мы решили, что для наших читателей знакомство с государственным инспектором отдела инспекции по безопасности полетов Северо-Западного межрегионального территориального управления Росавиации, пилотом во втором поколении Александром Акимушкиным станет лучшим подарком к Дню воздушного флота.

Свою летную карьеру Александр Иванович начал в 19 лет, вернувшись в родной Мурманск после окончания Сасовского летного училища гражданской авиации. На дворе был 1978 год, и начинающий пилот пошел работать вторым пилотом самолета Ан-2 на местные линии.

- За 13 тысяч часов налета – по теперешним временам это не так уж и много – я успел на Ан-2, как у нас говорят, исползать на брюхе весь Кольский полуостров, освоить вертолет Ми-8, а также полетать на 18 иностранных маленьких самолетах, среди которых Cessna, Piper и американские Maule различной модификации. С ними мне пришлось иметь дело в Финляндии, а заодно обучать местных пилотов управлять нашими Ан-2. Кстати, в своем время я освоил и Ту-154, но летать на нем мне не довелось – стал заниматься организационными вопросами, - коротко рассказывает о своей карьере Александр Акимушкин. – Так уж сложилось, что почти за 40 лет службы в авиации я больше работал на руководящих должностях.

Правда, прежде чем окончательно перебраться из кабины пилотов в офис, Александр Иванович побывал в 49-й Российской антарктической экспедиции и полгода прожил среди льдов. Поездка стала для него настоящим испытанием и не только как профессионала, но и как человека.

- Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» вышло из Санкт-Петербурга в ноябре. Я же вместе с остальными членами летного состава поднялся на его борт в Кейптауне (Южная Африка), а еще через две недели мы пришли в Антарктиду как раз в разгар местного лета. За полгода, проведенных во льдах, мы обошли этот континент по периметру и выполнили десятки экстремальных полетов, - вспоминает Александр Акимушкин.

Перед пилотами стояла задача – выполнить геомагнитную и аэрофотосъемку, которые помогут ученым в поиске полезных ископаемых, а также измерить толщину льда. Но прежде надо было завезти на ледник на вертолете Ми-8 членов экспедиции, необходимые грузы, среди которых насосы и генераторы для закачки керосины в винтокрылые машины, сделать запас продуктов и топлива.

- А перед этим мы летали над Антарктидой в поисках подходящей льдины без трещин. Сами понимаете, что там все покрыто снегом, и нам приходилось делать по несколько кругов и осматривать будущее место посадки с разных ракурсов, чтобы не дай Бог не просмотреть трещину – глубина которой, как правило, достигает 2 км – и не провалиться в нее, - добавляет Александр Акимушкин.

Сначала экспедиция базировалась на станциях «Прогресс» и «Дружная», а потом перебралась вглубь континента на «Союз». Там пилоты выполняли полеты на самолете Ан-2. Высокогорье, сухой разряженный воздух и сильные ветра 30-40 м/с испытывали людей на прочность каждую минуту. Свою лепту вносили и тяжелые бытовые условия. В экспедиции всего 10 человек. Так, что каждый брался за любую работу. Врач выполнял обязанности повара, а оба летчика вместе с техническим составом собственноручно брались за лопаты и копали ямы, куда потом устанавливали якоря для крепления самолетов. Но и на этом трудности не заканчивались. Продукты членам экспедиции доставляли с побережья, до которого было добрых 600 км, и в неблагоприятные погодные условия они оставались, как говорится, на голодном пайке.

Вернувшись домой, Александр Акимушкин ушел на госслужбу, но еще несколько лет делился опытом поездки к Южному полюсу Земли с теми, кто только собирался покорять Антарктиду.

- Я считаю, что хороший пилот, настоящий профессионал, должен не только читать учебники и знать, так сказать, теорию, но изучать опыт предыдущих поколений. Во времена моей молодости мы, затаив дыхание, слушали рассказы «дедов» - так я называю летчиков-ветеранов – об их приключениях. В голове эти разговоры откладывались, и в опасной ситуации – а их в авиации хватает – нужная информация всплывала сама собой, - раскрывает секреты своей профессии Александр Иванович.

Вот только этими историями с широкой аудиторией делится у пилотов не принято. Но тут Акимушкин оговаривается, что если за штурвалом человек собранный и делает все правильно, то даже в самых сложных ситуациях (если, конечно, крыло не отвалилось) ничего не случится. Это Александр Иванович знает на собственном опыте.

Кстати, на нем летная династия Акимушкиных не закончилась. Его дочь тоже решила связать свою жизнь с небом и теперь летает вторым пилотом на Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот». Александр Иванович до последнего советовал ей не идти по его стопам, но девушка был непреклонна.

- Поверьте мне, профессия пилота – это никакой личной жизни, сплошные командировки и ночевки вне дома. Надо иметь хорошую крепкую семью – не каждая жена выдержит такой график работы, да и определенный склад характера у летчика должен быть, конечно, - объясняет свою позицию Александр Акимушкин. – Но дочь меня не послушала и на сегодняшний день налетала уже почти 3000 часов. К слову, замуж она вышла тоже за летчика, командира Airbus.

Начинающим же авиаторам пилот с большим стажем летной работы желает в первую очередь здоровья и летного долголетия. С праздником! С Днем воздушного флота!

Архив новостей